Если точка отсчета в информационном поле ноль или близко к нулю — начать нужно будет с встраивания в уже существующую повестку, однако делать это надо грамотно. Лучше начать с отраслевой — выходить на уровень громких тем без базовых позиций в медиасреде может нанести урон репутации: такие заявления не будут восприняты партнерами серьезно, хоть и принесут трафик.
Поскольку это базовый пиар-инструмент, без которого не обойтись на первом этапе, начинающий пиарщик будет предлагать комментировать все, что есть в инфополе, без оценки рисков для компании. Или просто предложит нерелеватный для экспертизы запрос. Предположим, что компания создала ИТ-продукт, который помогает автоматически подтягивать все задачи из рабочих чатов и почты в одно сообщение. Комментировать менеджмент, эмоциональные паттерны поведения в рабочих чатах — ок. Комментировать сокращения ИТ-специалистов — сомнительная идея. Другой формальный, но нерезультативный подход — выпускать одинаковые колонки про тренды и технологии: в таких материалах редко удается продемонстрировать специфику экспертизы и донести ключевые сообщения.
Есть и другие инструменты — можно выйти на рынок и заявить о новой проблеме, о которой еще никто не говорил. Для этого нужны обоснования в цифрах, показательных кейсах и аргументативная база. А эта база как раз складывается из понимания уже существующей повестки и запросов рынка.
Но что делать, если экспертиза очень узкая, а на рынке нет релевантных тенденций? В таком случае можно расширить фокус. Если компания, допустим, занимается производством запчастей для строительных кранов, всегда полезно поговорить о других участниках цепочки и о рынке в целом. Например, как меняется конъюнктура, как изменились запросы застройщиков и их подрядчиков.
У нас был интересный кейс —- мы понимали, что отрасль больше всего волнует не очередной способ использовать новую технологию в работе, а регулирование. Зона чувствительная — не каждому бизнесу нужно подниматься на уровень b2g нарративов, и не каждый может себе это позволить. Мы обсудили это с командой заказчика и поняли: это ровно то, что нужно делать, поскольку это и волнует клиентов и партнеров. А значит надо разъяснять и давать примеры — ведь это именно то, что ждут от авторитетного бренда.
За счет встраивания в повестку можно занять позиции в информационном поле —- и далее уже развивать нарратив и транслировать свою повестку. Правда давать ответ на чужие идеи и просто события, если в этом нет прямой потребности бизнеса, может быть полезно в качестве гигиенических коммуникаций. Например, для удержания позиций в информационном поле, если в этом будет необходимость. А иногда это возможность выйти на диалог с высшими институциями — изучив проблему, которая волнует ЛПР.