Делаем компании лидерами повестки

БЛОГ
Кому на самом деле нужна
PR-поддержка GR-коммуникаций
Регина Рафикова,
CEO и основатель
Глобально у бизнеса есть два способа выстраивать коммуникации с представителями власти — неопосредованно, через прямой диалог организации с государством, и опосредованно, через СМИ.

И у предпринимателей, и у некоторых GR-специалистов есть представление о том, что прямой диалог — единственный понятный и эффективный инструмент.

Но это не так — часто PR-инструменты помогают быстро привлечь внимание к проблеме, ускорить диалог с властью и обзавестись поддержкой: как коллег по отрасли, так и широкой аудитории, если это необходимо.
Вот почему это работает

При принятии политических решений обязательно проводится регулярный мониторинг информационного поля — чтобы проанализировать настроения в общественной среде и в бизнесе и уловить основные сигналы. PR-специалист может принести пользу за счет того, что создаст повестку вокруг той или иной темы, или повлияет на общественное отношение к проблеме — это не магия, а его профессия.

У всех есть системы мониторинга и все читают деловые издания, в которых подчеркнуто и зачастую подробно освещается проблематика той или иной политэконом темы. Только обывателю система государственных коммуникаций кажется закрытой вещью в себе.

Есть очень яркий и очевидный даже далеким от отрасли людям пример — законопроект о платформенной экономике, который часто называют законом о маркетплейсах. Обсуждали его долго, критики было много и со стороны маркетплейсов, и со стороны продавцов. Уже ближе к дате принятия и АКИТ, и, например, представитель GR-направления Ozon высказались о нем положительно.

Регулирование маркетплейсов затрагивает бизнесы, которые приносят огромные налоги государству, и МСП, которые торгуют на площадках. В таком случае, конечно, PR-функция была неоспоримо нужна — чтобы выразить позицию. Как для того, чтобы повысить шансы на положительную реакцию регулятора. Так и для того, чтобы публично принять правила игры и заявить о соблюдении закона.

СМИ нужны были и объединениям продавцов, и другим отраслям — поскольку законопроект затронул их интересы. Так что пиарщики очевидно были включены в рабочие группы на самых ранних этапах — иначе было нельзя. Такая же ситуация с кикшерингом — работа ведется относительно регулярно, и это видно по информационному полю
Кому нужна пиар-поддержка GR-коммуникаций

Пиар-поддержка GR-коммуникаций нужна далеко не только в таких очевидных случаях, когда нужно получить поддержку или хотя бы реакцию государства — от корректировки законопроектов до субсидий. По крайней мере, выстроить с ним диалог, учитывающий интересы обеих сторон, насколько возможно.

Она нужна отраслевым ассоциациям и общественным организациям, которые представляют интересы бизнеса и могут выступать как его представители в диалоге с регулятором. Она нужна, если диалог с регулятором планируется только в будущем — обозримом или нет, важно начать формировать репутационный след, который может стать полезным активом. Мы делаем это даже для того, чтобы показать крупным заказчикам клиентов, которые живут в контуре GR-коммуникаций, что компании знают правила игры и самостоятельно разрабатывают стандарты работы. Например, в отрасли ИИ — регулирования как такового нет, но наш клиент уже рассказывает о том, как выстраивать работу с учетом безопасности конечного пользователя.

Так, конечно, было не всегда. В нулевые в России многие политики и компании придерживались стратегии информационной закрытости. Но сейчас и бизнес, и государство приняли другие правила игры. Формируются рейтинги медиаактивных губернаторов, проводятся медиашколы для представителей власти, ну, а с бизнесом и так все понятно. В таких условиях медиакапитал — чуть ли не базовый инструмент коммуникаций, даже в таких сферах, в которых, как казалось обывателям, все решалось за закрытыми дверями.

Мы полгода назад запустили кампанию с довольно амбициозной целью: создать практически с нуля информационную повестку вокруг практически забытой экономической темы. Она, конечно, получала поддержку государства, но реализовывалась на относительно некрупном уровне. Ранее наш спикер обсуждал вопрос на личных встречах. Пиарщики, конечно, хорошо знают закономерность — пока широко не осветишь проблему, продвижения в решении вопроса можно не ждать. Мы самостоятельно инициировали точечные GR-коммуникации и осветили их в СМИ. Прошло пять месяцев — к спикеру стали прислушиваться, организации — оказывать поддержку. Но самое главное — проблему стали обсуждать, а это было нашей главной целью.

Инструментально медиакапитал формируется с встраивания в повестку — комментирование острых тем, развернутые экспертные высказывания на актуальные темы. А заполучив внимание, можно развивать свои нарративы. На этом этапе как раз можно подключать классические ивент-инструменты: круглые столы, конференции, публичные заседания подразделений, к примеру, общественной организации. Их можно инициировать самостоятельно.

Однако бывают случаи когда нужно не отсвечивать и вести кабинетную работу. Но об этом лучше напишет GR-специалист. В идеальной картине пиарщик работает с ним в одной связке.